Мобильное обучение с элементами дополненной реальности

XIV ​​городской ​​фестиваль

 «Использование​​ информационных ​​технологий

в ​​образовательной​​деятельности»

«Мобильное обучение с элементами

дополненной реальности»

Использование мобильных устройств на уроках окружающего мира в начальной школе для повышения мотивации обучающихся

к изучению предмета

Авторы:

Петрова Оксана Вацловна,

учитель начальных классов

Спирина Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов,

Финагина Ольга Валерьевна,

учитель информатики

Санкт-Петербург

2017

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема:

Использование мобильных устройств на уроках окружающего мира в начальной школе для повышения мотивации обучающихся к изучению предмета.  

Актуальность:

Предмет «Окружающий мир» понятен детям и любим, так как на прямую связан с тем, что ребёнка окружает в жизни.  Но учебный материал обширен, т.к. в рамках предмета даются  первоначальные основы разных предметов: астрономии, географии, биологии, химии, физики, истории, экономики, обществознания, основ безопасности жизни. Исходя из чего, ребёнку бывает трудно усвоить столь разноплановый материал только традиционными средствами и способами обучения, т.е. с помощью учебника, мультимедийной наглядности к учебнику, плакатов. А иногда современному школьнику просто не интересно работать только с традиционными средствами обучения.

В этом случае приходят на помощь привычные средства для современных детей – мобильные устройства: планшеты, смартфоны.

Обучающиеся умеют пользоваться современными устройствами, но не подозревают, что устройства можно использовать не только для общения и игр, но и в процессе обучения: поиска и отбора информации, изучения объектов, подготовки сообщений и др. Но самое главное, что современные школьники не умеют использовать в процессе познания мира – это дополненную реальность. Приложения по «дополненной реальности», используемые при изучении предмета «Окружающий мир» позволяют повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, помогают в освоении учебного материала, а также позволяют  погрузиться обучающемуся в изучаемую тему, объект и др.

Для педагога приложения «дополненной реальности» — это не просто единовременный материал для открытого урока, а возможность изучения учебного материала по предмету «Окружающий мир»  в новой и более понятной для современных школьников среде, которая позволяет заинтересовать обучающихся, достигнуть планируемых результатов и повысить качество обучения.

При изучении «окружающего мира»  используются следующие приложения «дополненной реальности»: Star Walk (изучение звездного неба), Satellite Trackeк (знакомство со спутниками и МКС) , SketchAR (зарисовка иллюстраций, объектов), Anatomy 4D (изучение строения человека), Augment: дополненная реальность (модель Земли, Строение человека, Животноводство и др.)

Администрация школы поддерживает применение педагогами современных технологий проведения и организации урока, проведение педагогами мастер-классов для коллег по применению одной из технологий. Применение мобильных устройств и дополненной реальности используют пока несколько педагогов в школе, но делятся своими наработками для привлечения коллег.  Массового использования нет, что связано с необходимостью обучения педагогических кадров по использованию мобильных устройств и приложений «дополненной реальности».

При использовании приложений «дополненной реальности» могут возникнуть проблемы с наличием технического оснащения: наличие мобильных устройств, так как удобнее пользоваться индивидуальными устройствами, а не школьными. Для этого педагогу важно подключать к образовательному процессу родителей обучающихся.

Цель:  Чего я хочу добиться в итоге?

повышение качества обучения по окружающему миру в начальной школе через формирование положительной мотивации к учебному процессу

Задачи:

  1. Изучить приложения «дополненной реальности» для мобильных устройств.
  2. Произвести выборку мобильных приложений, которые могут быть использованы в ходе реализации программы по окружающему миру.
  3. Проанализировать наличие мобильных устройств у обучающихся и цель их использования (анкетирование, беседы с родителями на собрании)
  4. Получить согласие родителей на использование мобильных устройств в образовательном процессе.
  5. Выбрать темы, при изучении которых будут использоваться  приложения с технологией «дополненная реальность»
  6. Использовать приложения с технологией «дополненная реальность» в процессе изучения предмета «окружающий мир»
  7. Провести анализ мотивации обучающихся (анкетирование) и сравнительный анализ результатов обучающихся по предмету в различные периоды.

Содержание опыта

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» можно использовать несколько мобильных приложений с технологией «дополненная реальность».

Педагоги творческого коллектива школы подобрали несколько мобильных приложений с технологией «дополненная реальность», а также темы, при изучении которых можно использовать отобранные приложения.  Подборка тем предмета «Окружающий мир».

Мобильные приложения используются педагогами для реализации программы предмета «Окружающий мир» в урочное и внерочное время.

Педагогами разработаны технологические карты занятий.

Технологическая карта по теме «Дыхание и кровообращение»

Фотоматериалы

Педагоги используют активно приложения «Star Walk» и «Satellite Trackeк» при изучении тем «Окружающего мира», связанных со Звёздным небом и Солнечной системой. В 1 классе ребята могут познакомиться и  рассмотреть с помощью приложения «Star Walk» различные созвездия, в том числе созвездие Большой медведицы. Также познакомиться с ближайшей звездой – Солнцем.Спутником Земли – Луной.

Во 2-ом классе при изучении Звёздного неба ребята с помощью программы Star Walk знакомятся с созвездиями Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь.

В 4-ом классе в разделе «Глазами астронома» можно также использовать программу Star Walk для изучения Солнечной системы;  знакомстве с созвездиями: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец;  звёздами: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран и  Плеядами – скопления звёзд в созвездии Тельца.

Педагогами выбрано приложение «Star Walk», так как оно позволяет рассмотреть 3d модель  объекта, приблизить объект, рассмотреть поверхность планеты, узнать в какой фазе находится Луна,  а также получить краткую информацию об объекте.  Фото «Звездное небо»

Педагоги знакомят обучающихся с искусственными спутниками и МКС с помощью программы «Satellite Trackeк». Программа позволяет в онлайн режиме узнать, где находится спутник или МКС, а также  через сколько часов будут в зоне видимости. Фото: «Спутники и МКС»

Приложение «Anatomy 4D» педагоги включают в качестве наглядного материала при изучении раздела «Строение человека», для рассмотрения скелета, кровеносной системы и сердца, нервной системы, дыхательной системы и др. При изучении объекта обучающиеся могут его поместить в любую среду (реальную): на каком-либо фоне или в учебном кабинете.  Фото «Строение человека»

При изучении опорно-двигательной системы и скелета педагоги также используют приложение «Augment: дополненная реальность», которое позволяет не просто рассмотреть скелет, а также понять, как изменяется положение костей во время движения. Видео «Скелет в движении»

Фото «Скелет»

В базе приложения «Augment: дополненная реальность» много различных объектов, которые педагоги используют на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Среди таких объектов есть домашние животные, которые используются при изучении темы «Животноводство». Обучающиеся не только могут рассмотреть животных, но и поместить их в определенную среду (на фоне иллюстрации «ферма»). Фото «Животноводство».

Объекты архитектуры педагоги используют при изучении темы «Город», а объекты-достопримечательности — «В центре Европы». Обучающиеся могут приблизить памятник архитектуры и внимательно его рассмотреть. Фото «В центре Европы».

Также данным приложением педагоги пользуются для знакомства обучающихся с моделью Земли. Программа позволяет приблизить разные участки, рассмотреть их, понять расположение материков. Фото «Модель Земли»

Педагоги творческого коллектива школы отмечают эффективность использования ещё одного мобильного приложения с технологией «дополненная реальность», которые могут быть использованы на любом уроке окружающего мира при выполнении различных иллюстраций по теме урока – это приложение «SketchAR». Приложение «SketchAR» помогает ученику выполнить иллюстрацию объекта.

Результативность опыта

Педагогами произведён анализ и сделана выборка мобильных приложений с технологией «дополненная реальность», которые могут быть использованы при реализации программы учебного предмета «Окружающий мир».

Приложения с технологией «дополненная реальность» внедрены в образовательный процесс и апробированы на уроках окружающего мира и внеурочных занятий.

Анализ входной и итоговой диагностики (опрос учащихся, наблюдения педагогов) показали, что у обучающихся возросла мотивация к изучению предмета «окружающий мир». Результаты диагностики мотивации

Изменилось отношение обучающихся к предмету. Многие обучающиеся поняли, что могут применять полученные знания в жизни, также изменилось отношение к учебным средствам – 100% обучающихся отметили, что им нравятся средства обучения (с применением дополненной реальности), а ранее — учебник, тетрадь и электронное приложение к учебнику устраивало только 66% обучающихся. Ученики стали иначе относится к предмету: больше проявлять активность на уроке, работать не за отметку, а стремиться узнать что-то новое и понять изучаемый материал.

Педагогами отмечено, что учебный материал легче усваивается обучающимися при использовании технологии «дополненная реальность».

При сравнении результатов за 1 и 2 четверти отмечается динамика среднего балла по предмету «Окружающий мир», качество обученности выросло.

Таким образом, применение мобильных приложений с технологий «дополненная реальность» позволило повысить мотивацию обучающихся к предмету «окружающий мир», а также повысить качество обученности.

Перспективы развития опыта

Опыт творческого коллектива по использованию мобильных приложений с технологией «дополненная реальность» при изучении предмета «Окружающий мир» могут использовать учителя начальных классов любого региона Российской Федерации. Для этого необходимо несколько мобильных устройств на класс (возможна работа в группах), на которые можно установить приложения.  Используя подборку приложений с технологией «дополненная реальность» и перечень изучаемых тем, педагог может применять это на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. 

Педагоги планируют дальнейшее применение технологии «дополненная реальность» при изучении других учебных предметов в начальной школе: математики и технологии.

Материал творческого коллектива педагогов может быть тиражирован и гарантирует, что при использовании описанного опыта педагоги смогу повысить мотивацию младших школьников к изучению предмета «Окружающий мир». 

Ссылка на конкурсные материалы:

https://yadi.sk/d/bICTFADw3QtNLC