Музей детского творчества «Золотая лестница»
15 декабря 2017 года исполнилось 20 лет музею детского творчества «Золотая лестница».
Фотографии экспонатов представленных в музее подробнее.
В 1993 году, с назначением нового директора Соколовой Валентины Андреевны, главным направлением работы школы № 174 Центрального района стало художественно–эстетическое. Был набран первый художественный 10 класс, большая часть выпускников которого успешно поступила в различные высшие учебные заведения на творческие специальности. Школа стала экспериментальной площадкой и была ею в течение 5 лет.
Учитель мировой художественной культуры Черкасова Юлия Евгеньевна разработала программу «Музейного практикума». В расписании появились новые предметы: живопись, рисунок, скульптура, композиция, театральное искусство, музыкальная литература и другие. Художественные работы учащихся размещались в Смольном соборе, Музее городской скульптуры, музее А.В. Суворова.
Понимая, что жесткие условия 1990-х гг. требуют гуманизации учебного процесса, учителя нашей школы поставили перед собой вопрос: «Что же такое гуманизм в образовании?». И пришли почти к единодушному мнению – это, прежде всего, признание за каждым ребенком права на неповторимость. А где легче всего проявить свою индивидуальность? Конечно, в ТВОРЧЕСТВЕ. Творческий подход необходим везде, но наиболее сильно творческие способности развиваются через ИСКУССТВО.
Лучшей иллюстрацией этой выдвинутой учителями школы теории стал музей творчества учеников 174 школы «Золотая лестница». Он был открыт 15 декабря 1997 года на черной лестнице, на которой раньше обитала лишь пыль и паутина. И лестница тесная и неуютная стала светлой, радостной оттого, что 289 детских художественных работ расположились на ее стенах, ступенях и подоконниках.
Первым руководителем экспозиции стала Панина Татьяна Николаевна. Ольга Андреевна Пинекенштейн, Екатерина Борисовна Павлова, Ирина Федоровна Инфантьева, Валентина Ивановна Соловьева и другие учителя под руководством директора школы Соколовой Валентины Андреевны организовали эту экспозицию, состоящую из трех разделов:
— «Русь языческая – Русь христианская» (декоративно-прикладное искусство);
— «Петербург глазами детей» (живописные и графические работы, батики);
— «Петербург играющий» (театральные куклы и афиши).
Петербург, согласно общепринятому мнению, – осенний город, ему посвящено главное панно выставки «Песня осеннего ветра», находящееся прямо напротив входа и выполненное учениками 10-го класса. С него открывалась экспозиция музея.
Работы, получившие в 1997 голу «прописку» на “Золотой лестнице”, позволяли нам попасть в мир фантазии ребят, которые учились или учатся в этой школе. Детские работы, представленные здесь, проникнуты духом русских традиций. Это не точное копирование образцов, а взгляд нашего поколения на прошлое страны. Первый раздел «Русь языческая – Русь христианская» рассказывал нам об искусстве Древней и Средневековой Руси. Экспозиция “русская изба” представляла собой собрание работ декоративно-прикладного искусства: расписные и резные дощечки, свистульки, деревянные ложки.
Слева в дальнем углу располагалось веселое панно в оригинальной технике “Деревенька моя”. Оно было сделано ребятами из класса-театра, полно ярких красок и юмора. Простодушные образы деревенских жителей вызывают улыбку у зрителей. Рядом с панно – резная скамеечка с прялкой. На вечерних посиделках девушки пели песни и пряли кудель. Долгими зимними вечерами занимались они рукоделием: вышивали занавески и полотенца, украшали подушки, ткали ковры — готовили приданое.
Спускаясь по лестнице, гости могли увидеть два панно в технике лоскутной аппликации “Лето” и “Зима”. Глядя на этот диптих можно почувствовать всю широту и необъятность нашей земли. Эту коллективную работу девочки сделали на уроках труда под руководством Батаевой Татьяны Николаевны. Когда «Золотая лестница» только открылась, к нам приехали голландцы и для них учащиеся школы провели экскурсию по Музею детского творчества. Они были в восторге от этого панно и даже захотели его купить, но администрация школы выступила против, поэтому эта талантливая работа до сих пор украшает «Золотую лестницу». Между полотнами диптиха мы можем увидеть работы из бересты – это древняя техника, употребляемая еще в древнем Новгороде.
В 1999 г. Россия праздновала 200 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Тогда было выполнено много работ по мотивам его произведений. Между этажами мы видим расписные шелковые платы с изображением скоморохов, ряженых, выполненных для спектакля “Пушкинские ужастики”.
Раздел русских традиций завершало панно “Обереги”. В России было принято украшать ставни, двери и навершия труб изображением фантастических птиц и животных. Животные отпугивали земных жителей, птицы – небесных недругов. Композиция составлена из отдельных дощечек, расписанных учениками 8-в и 9-э в 1997 году. Из них, как из мозаики, составлены фигуры петушков.
В коллективном панно “Белая ночь”, расположенном между разделами и выполненном выпускниками 1997 года, наш город меняет свой облик, предстает одним из самых романтичных мест нашей страны.
Второй раздел «Петербург глазами детей» представлял собой коллекцию живописных и графических работ учащихся, посвященных видам Петербурга, парадных и тихих уголков нашего города. Работа Лизы Будняцкой “Утро старого города”, картина Юрковой Нади “Бастионы Петропавловской крепости”.
Здесь Петербург реалистичный. Таким он предстает и на работе Даши Рольдич “На берегу Фонтанки”. Перед нами выстроились в ширину трехэтажные петербургские особняки рубежа XVIII-XIX веков, привлекающие особой благородной красотой. Блестят беспокойные воды реки Фонтанки.
На работах Павла Воронкова ”С высоты птичьего полета” и Миши Белова “Крыши” представлен романтичный вид из окон школы № 174, увиденный глазами одиннадцатиклассников. В нем все обычно и вместе с тем здесь нет ничего обыденного; пастельные тона и четкие линии крыш создают особую атмосферу. Сейчас мы этого пейзажа уже не увидим – здесь возвышается здание Невской ратуши.
Петербург и мечта понятия неразделимые. Он задумывался и создавался как воплощение мечты: выставленные работы учеников 5-9 классов выполненные в технике батик. Геометрические фантазии Прошина Вити и Юрченко Ромы напоминают о витражах в стиле модерн, которыми украшали свои дома состоятельные петербуржцы конца XIX века.
Третий раздел музея «Петербург играющий» представлял собой выставку театральных кукол и афиш к различным спектаклям, которые ставились в школе № 174: «Кошкин дом», «Лягушка-царевна», «Сказка про козлика», «Ревизор».
Старшеклассники активно помогали учителям в формировании экспозиции и открытии музея. Ученики старших классов подготовили монтаж «Золотой лестницы» и повели экскурсии по музейной экспозиции вначале для своих одноклассников, потом для учеников других классов, других школ, детского дома, детского сада, родителей. Посетители оставляли много отзывов.
После капитального ремонта в 2011 году «Золотая лестница» преобразилась: поменялась экспозиция, появились новые работы учащихся, разделы изменились, приобрели иной вид и содержание. Теперь мы можем увидеть произведения искусства на следующие темы:
— «Русь языческая – Русь христианская» (живопись и декоративно-прикладное искусство) – название не поменялось, но экспозиция изменилась;
— «Петербург и другие русские города глазами детей» (живописные и графические работы, батик);
— «900 Дней Блокады Ленинграда» («военные» натюрморты, портреты ветеранов, изображение Блокадного города).
Над ее возрождением работали учитель Дьяченко Лариса Николаевна и группа учащихся из разных классов.
Посмотрим первый раздел — «Русь языческая – Русь христианская».
Поднимаясь по лестнице в “русскую избу” справа на стене мы так же, как и раньше, можем увидеть ряд расписных дощечек «под хохлому», а также по мотивам русских сказок.
Однако экспозиция «русской избы» изменилась: слева появилось веселое панно в оригинальной технике “У самовара”, где изображены простодушные образы деревенских жителей. Рядом – картины, вышитые лентами, подушки, украшенные вышивкой, рядом – изделия из бисера – подсвечник, зеркало, помада. Здесь мы можем представить, как долгими зимними вечерами занимались девушки и женщины рукоделием: вышивали занавески и полотенца, украшали подушки, ткали ковры — готовили приданое.
Спускаясь по лестнице, мы уже на протяжении 20 лет видим два панно в технике лоскутной аппликации “Лето” и “Зима”, о которых было уже упомянуто выше. Завершает раздел современной экспозиции выставка работ учащихся, выполненная из природных материалов: соломки и тополиного пуха. Здесь – природа родного края и ее обитателей.
Нельзя не обратить внимание также на живописные натюрморты, написанные учащимися старших классов, расположенные на стене слева.
Второй раздел «Петербург и другие русские города глазами детей» открывается серией батиков (живопись по ткани) «Белые ночи Петербурга». Их цветовое решение напоминает нам о петербургских белых ночах, когда мы ночью можем видеть все предметы в сероватой или голубоватой дымке. Перед нами предстают грифоны на Банковском мосту, Исаакиевский и Петропавловский соборы, набережные Фонтанки, Мойки и канала Грибоедова, жилые дома дореволюционной постройки и другие достопримечательности нашего города.
Здесь же представлены батики, посвященные образам древних русских городов: Новгорода, Пскова, Суздаля, а также их культовым сооружениям.
Завершает экспозицию этого раздела выставка работ с изображением мест бывшего Смольнинского района: двориков Суворовского проспекта и Дегтярного переулка, видов школьного двора и православного храма во имя святого царя-страстотерпца Николая, находящейся рядом со школой, панорамы из окон школы. Мы можем увидеть и постройки, которые были снесены и находились на территории бывшего трамвайного парка, а теперь вместо них выросла Невская ратуша – современный общественный и административный центр. В 2017 году в разделе «Петербург и другие русские города глазами детей» появились экспонаты, связанные с традиционным осенним и весенним пленэром в школе № 174: работы обучающихся школы, выполненные с натуры.
По пути к следующему разделу мы с Вами проходим мимо работ обучающихся, созданных в 2016 году и посвященных теме Рождества – это работы выпускников 2016, 2017 и 2018 гг. – Тимофеева Вадима, Румянцевой Екатерины и Емельяновой Яны.
Третий раздел «900 Дней Блокады Ленинграда» включает в себя творческие работы, посвященные самому тяжелому времени в истории нашего города. Здесь можно увидеть «военные натюрморты», виды блокадного Ленинграда и портреты ветеранов, написанные с натуры. В нашей школе традиционно два раза в год – 27 января и 9 мая проходят встречи с ветеранами Великой отечественной войны. Именно их и изобразили обучающиеся 11 класса. На табличках картин мы можем увидеть информацию об этих мужественных людях: генералах, полковниках, героях СССР и других участников Великой отечественной войны, благодаря которым мы 9 мая празднуем Великую Победу.
Завершает экспозицию музея панно “Мировая художественная культура”. Петр I задумывал наш город как окно в Европу, но в реальности Петербург соединял не только русские и европейские традиции, в нем много уголков, навеянных образами из восточных культур. В нашем городе мирно сосуществовали люди разных национальностей и вероисповеданий: не случайно православные соборы, костелы, мечеть, синагога мирно соседствуют на петербургских улицах – все это достижения мировой художественной культуры.
Кроме того, панно содержит атрибутику и символы различных видов искусств и национальных культур: элементы символики театра, живописи, литературы, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, танца, а также произведения искусства различных народов. Например, маски древнегреческого театра, скульптурное изображение египетской царицы Нефертити, индийского бога Шиву в образе бога танца Натараджана, «Золотого оленя» скифов и другие. Это самая совершенная в техническом плане и интересная в плане композиции работа в технике батик, особой технике росписи по ткани.
До сих пор при проведении в школе районных или городских мероприятий гости образовательного учреждения обязательно посещают музей детского творчества «Золотая лестница».
В День 80-летнего Юбилея школы № 174 были проведены экскурсии по образовательному учреждению, в том числе и по Музею детского творчества для обучающихся, их родителей и гостей школы. В день празднования 20-летнего Юбилея «Золотой лестницы» обучающиеся 11 класса подготовили и провели экскурсии для всех классов образовательного учреждения. Возможность посетить Музей детского творчества «Золотая лестница» имели в этот день также родители и гости школы.
Статью подготовила Дмитриева Мария Геннадьевна учитель МХК, заместитель директора по УВР.