Мобильное обучение с элементами дополненной реальности
XIV городской фестиваль
«Использование информационных технологий
в образовательнойдеятельности»
«Мобильное обучение с элементами
дополненной реальности»
Использование мобильных устройств на уроках окружающего мира в начальной школе для повышения мотивации обучающихся
к изучению предмета
Авторы:
Петрова Оксана Вацловна,
учитель начальных классов
Спирина Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов,
Финагина Ольга Валерьевна,
учитель информатики
Санкт-Петербург
2017
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема:
Использование мобильных устройств на уроках окружающего мира в начальной школе для повышения мотивации обучающихся к изучению предмета.
Актуальность:
Предмет «Окружающий мир» понятен детям и любим, так как на прямую связан с тем, что ребёнка окружает в жизни. Но учебный материал обширен, т.к. в рамках предмета даются первоначальные основы разных предметов: астрономии, географии, биологии, химии, физики, истории, экономики, обществознания, основ безопасности жизни. Исходя из чего, ребёнку бывает трудно усвоить столь разноплановый материал только традиционными средствами и способами обучения, т.е. с помощью учебника, мультимедийной наглядности к учебнику, плакатов. А иногда современному школьнику просто не интересно работать только с традиционными средствами обучения.
В этом случае приходят на помощь привычные средства для современных детей – мобильные устройства: планшеты, смартфоны.
Обучающиеся умеют пользоваться современными устройствами, но не подозревают, что устройства можно использовать не только для общения и игр, но и в процессе обучения: поиска и отбора информации, изучения объектов, подготовки сообщений и др. Но самое главное, что современные школьники не умеют использовать в процессе познания мира – это дополненную реальность. Приложения по «дополненной реальности», используемые при изучении предмета «Окружающий мир» позволяют повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, помогают в освоении учебного материала, а также позволяют погрузиться обучающемуся в изучаемую тему, объект и др.
Для педагога приложения «дополненной реальности» — это не просто единовременный материал для открытого урока, а возможность изучения учебного материала по предмету «Окружающий мир» в новой и более понятной для современных школьников среде, которая позволяет заинтересовать обучающихся, достигнуть планируемых результатов и повысить качество обучения.
При изучении «окружающего мира» используются следующие приложения «дополненной реальности»: Star Walk (изучение звездного неба), Satellite Trackeк (знакомство со спутниками и МКС) , SketchAR (зарисовка иллюстраций, объектов), Anatomy 4D (изучение строения человека), Augment: дополненная реальность (модель Земли, Строение человека, Животноводство и др.)
Администрация школы поддерживает применение педагогами современных технологий проведения и организации урока, проведение педагогами мастер-классов для коллег по применению одной из технологий. Применение мобильных устройств и дополненной реальности используют пока несколько педагогов в школе, но делятся своими наработками для привлечения коллег. Массового использования нет, что связано с необходимостью обучения педагогических кадров по использованию мобильных устройств и приложений «дополненной реальности».
При использовании приложений «дополненной реальности» могут возникнуть проблемы с наличием технического оснащения: наличие мобильных устройств, так как удобнее пользоваться индивидуальными устройствами, а не школьными. Для этого педагогу важно подключать к образовательному процессу родителей обучающихся.
Цель: Чего я хочу добиться в итоге?
повышение качества обучения по окружающему миру в начальной школе через формирование положительной мотивации к учебному процессу
Задачи:
- Изучить приложения «дополненной реальности» для мобильных устройств.
- Произвести выборку мобильных приложений, которые могут быть использованы в ходе реализации программы по окружающему миру.
- Проанализировать наличие мобильных устройств у обучающихся и цель их использования (анкетирование, беседы с родителями на собрании)
- Получить согласие родителей на использование мобильных устройств в образовательном процессе.
- Выбрать темы, при изучении которых будут использоваться приложения с технологией «дополненная реальность»
- Использовать приложения с технологией «дополненная реальность» в процессе изучения предмета «окружающий мир»
- Провести анализ мотивации обучающихся (анкетирование) и сравнительный анализ результатов обучающихся по предмету в различные периоды.
Содержание опыта
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» можно использовать несколько мобильных приложений с технологией «дополненная реальность».
Педагоги творческого коллектива школы подобрали несколько мобильных приложений с технологией «дополненная реальность», а также темы, при изучении которых можно использовать отобранные приложения. Подборка тем предмета «Окружающий мир».
Мобильные приложения используются педагогами для реализации программы предмета «Окружающий мир» в урочное и внерочное время.
Педагогами разработаны технологические карты занятий.
Технологическая карта по теме «Дыхание и кровообращение»
Педагоги используют активно приложения «Star Walk» и «Satellite Trackeк» при изучении тем «Окружающего мира», связанных со Звёздным небом и Солнечной системой. В 1 классе ребята могут познакомиться и рассмотреть с помощью приложения «Star Walk» различные созвездия, в том числе созвездие Большой медведицы. Также познакомиться с ближайшей звездой – Солнцем.Спутником Земли – Луной.
Во 2-ом классе при изучении Звёздного неба ребята с помощью программы Star Walk знакомятся с созвездиями Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь.
В 4-ом классе в разделе «Глазами астронома» можно также использовать программу Star Walk для изучения Солнечной системы; знакомстве с созвездиями: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец; звёздами: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран и Плеядами – скопления звёзд в созвездии Тельца.
Педагогами выбрано приложение «Star Walk», так как оно позволяет рассмотреть 3d модель объекта, приблизить объект, рассмотреть поверхность планеты, узнать в какой фазе находится Луна, а также получить краткую информацию об объекте. Фото «Звездное небо»
Педагоги знакомят обучающихся с искусственными спутниками и МКС с помощью программы «Satellite Trackeк». Программа позволяет в онлайн режиме узнать, где находится спутник или МКС, а также через сколько часов будут в зоне видимости. Фото: «Спутники и МКС»
Приложение «Anatomy 4D» педагоги включают в качестве наглядного материала при изучении раздела «Строение человека», для рассмотрения скелета, кровеносной системы и сердца, нервной системы, дыхательной системы и др. При изучении объекта обучающиеся могут его поместить в любую среду (реальную): на каком-либо фоне или в учебном кабинете. Фото «Строение человека»
При изучении опорно-двигательной системы и скелета педагоги также используют приложение «Augment: дополненная реальность», которое позволяет не просто рассмотреть скелет, а также понять, как изменяется положение костей во время движения. Видео «Скелет в движении»
В базе приложения «Augment: дополненная реальность» много различных объектов, которые педагоги используют на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Среди таких объектов есть домашние животные, которые используются при изучении темы «Животноводство». Обучающиеся не только могут рассмотреть животных, но и поместить их в определенную среду (на фоне иллюстрации «ферма»). Фото «Животноводство».
Объекты архитектуры педагоги используют при изучении темы «Город», а объекты-достопримечательности — «В центре Европы». Обучающиеся могут приблизить памятник архитектуры и внимательно его рассмотреть. Фото «В центре Европы».
Также данным приложением педагоги пользуются для знакомства обучающихся с моделью Земли. Программа позволяет приблизить разные участки, рассмотреть их, понять расположение материков. Фото «Модель Земли»
Педагоги творческого коллектива школы отмечают эффективность использования ещё одного мобильного приложения с технологией «дополненная реальность», которые могут быть использованы на любом уроке окружающего мира при выполнении различных иллюстраций по теме урока – это приложение «SketchAR». Приложение «SketchAR» помогает ученику выполнить иллюстрацию объекта.
Результативность опыта
Педагогами произведён анализ и сделана выборка мобильных приложений с технологией «дополненная реальность», которые могут быть использованы при реализации программы учебного предмета «Окружающий мир».
Приложения с технологией «дополненная реальность» внедрены в образовательный процесс и апробированы на уроках окружающего мира и внеурочных занятий.
Анализ входной и итоговой диагностики (опрос учащихся, наблюдения педагогов) показали, что у обучающихся возросла мотивация к изучению предмета «окружающий мир». Результаты диагностики мотивации
Изменилось отношение обучающихся к предмету. Многие обучающиеся поняли, что могут применять полученные знания в жизни, также изменилось отношение к учебным средствам – 100% обучающихся отметили, что им нравятся средства обучения (с применением дополненной реальности), а ранее — учебник, тетрадь и электронное приложение к учебнику устраивало только 66% обучающихся. Ученики стали иначе относится к предмету: больше проявлять активность на уроке, работать не за отметку, а стремиться узнать что-то новое и понять изучаемый материал.
Педагогами отмечено, что учебный материал легче усваивается обучающимися при использовании технологии «дополненная реальность».
При сравнении результатов за 1 и 2 четверти отмечается динамика среднего балла по предмету «Окружающий мир», качество обученности выросло.
Таким образом, применение мобильных приложений с технологий «дополненная реальность» позволило повысить мотивацию обучающихся к предмету «окружающий мир», а также повысить качество обученности.
Перспективы развития опыта
Опыт творческого коллектива по использованию мобильных приложений с технологией «дополненная реальность» при изучении предмета «Окружающий мир» могут использовать учителя начальных классов любого региона Российской Федерации. Для этого необходимо несколько мобильных устройств на класс (возможна работа в группах), на которые можно установить приложения. Используя подборку приложений с технологией «дополненная реальность» и перечень изучаемых тем, педагог может применять это на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Педагоги планируют дальнейшее применение технологии «дополненная реальность» при изучении других учебных предметов в начальной школе: математики и технологии.
Материал творческого коллектива педагогов может быть тиражирован и гарантирует, что при использовании описанного опыта педагоги смогу повысить мотивацию младших школьников к изучению предмета «Окружающий мир».
Ссылка на конкурсные материалы: